Мы расположились на балконе шикарного особняка с видом на один из самых известных пляжей Австралии. Девушки делились мясом, салатами и вином — те, кому не нужно было выступать на следующий день – болтали и обменивались историями. Будучи серфингистками, моя подруга и я были очарованы этим женщинами и их образом жизни.
Затем вино закончилось, солнце зашло, и вечеринке пришел конец. По дороге домой мы говорили об этих женщинах, их планах по поводу трипов, досках, бесплатной одежде и снаряжении для серфинга, их загаре и их внешности. Казалось, что у них есть все.
Но когда мы лучше узнали этих девушек, иллюзия того, что «у них есть все», исчезла. Вместо этого я пришла к выводу, что жизнь женщины профессионально занимающейся серфингом не всегда такая, какой кажется со стороны, особенно в случае женщин с нетрадиционной ориентацией.
У женского серфинга проблемы. В то время как общество медленно продвигается вперед в отношении права женщин на однополую любовь, серф-индустрия застряла в прошлом веке. Профессиональный серфинг стал переплетаться с материализмом серф-культуры, что обернулось катастрофическими последствиями, особенно для женщин. В ущерб одним из самых талантливых спортсменок мира, женственность и гетеросексуальность остаются ключевыми факторами, способными привлечь внимание спонсоров и средств массовой информации, и часто они определяют шансы девушек на успех в спорте. При отсутствии спонсорской поддержки чемпионкой не стать.
Реальность профессиональной серфингистки
Вы, возможно, уже слышали все это раньше, но я напомню. Профессиональные серферы тратят огромные деньги на участие в соревнованиях, независимо от пола. Одна серфингистка потеряла своего главного спонсора в 2011 году, и ей приходилось финансировать участие в чемпионате мира из своего кармана. Девушка потратила около $ 50.000 за год. Случайные заработки — только глазурь на торте, этих денег отнюдь не достаточно, чтобы покрыть расходы. Для финансирования карьеры в профессиональном серфинге, не говоря уже о жизни, серферы вынуждены обращаться за помощью к спонсорам.
В то время как ASP управляет организацией всех соревнований, спонсоры играют ключевую роль в финансировании этих мероприятий, а также помогают перспективным спортсменам. Эта задача, главным образом, лежит на плечах «большой тройки»: Rip Curl, Billabong и Quiksilver. И вот где начинаются проблемы по поводу половой принадлежности. Руководством спонсоров движет жажда получить высокую прибыль, а когда дело доходит до прибыльности, женскому серфингу похвастаться нечем. Этапы женского чемпионата мира собирают на порядок меньше зрителей по сравнению с мужскими соревнованиями, поэтому они получают меньше финансирования, и в результате разрыв между количеством спортивных мероприятий у мужчин по сравнению с количеством женских соревнований только увеличивается.
Когда дело доходит до серфингисток, их привлекательность для бренда часто связана с тем, как эти девушки выглядят. Девушки вынуждены соответствовать более широкой, массовой аудитории. Одна из них (пожелала остаться анонимной, далее по тексту BBB) сказала мне: «Важнее всего маркетинг. Если понравитесь большей части покупателей, они будут держаться за вас.»
BBB объяснила, что женщины идут по одному из двух путей. Они либо стараются понравиться уже сложившейся аудитории мужчин серферов, сохраняя спортивный элемент, но с добавлением сексапильности в духе Аланы Бланшар, чтобы восполнить дефицит мастерства, или, превращаются в символ образа жизни для молодых, не занимающихся серфингом, женщин. В любом случае сам серфинг отходит на второй план.
«Они пришли ко мне и сказали: «Мы не знаем, как продавать тебя», — говорит BBB, которая стала профессионалкой в 19 и отказалась от борд-шорт ради бикини. Ей это не слишком понравилось, но девушка смирились, так как это помогало платить по счетам.
«Они владеют твоей задницей … личность удаляется из уравнения, когда ты становишься продуктом, ты теряешь частную жизнь и становишься достоянием других людей, вот и все, ты принимаешь это как должное.» Мир серф-индустрии слишком мал и слишком консервативен.
Они хотят, чтобы мы все носили стринги, любили только мужчин и были красивыми.
Но в этом виноваты не только спонсоры, но и беззубые ASP вместе со СМИ, которые существуют благодаря рекламным материалам, подготовленных спонсорами, и пытаются дать читателям то, чего они хотят: публиковать содержание, которое прямо относится к доминирующему подходу к культуре женского серфинга — «сиськи и задница». Атлетизм приносится в жертву сексуальной привлекательности. Кроме того, беззубые чиновники ASP создают условия, где в женщине серфере ценится внешний вид больше, чем ее мастерство.
Гетеросексуальность и девушка-под-копирку
Так что же с гетеросексуальностью? Экс-подруга BBB (далее именуемые как AAA) была профессионалкой с подросткового возраста. Она объяснила, что в «ориентированной на образ» серф-культуре понятие «серфингистка» также означает «красотка» и «гетеросексуальная». «17 участниц чемпионата мира совершенно разные, но я чувствую, как они пытаются причесать нас под одну гребенку. Они хотят, чтобы мы все носили стринги, любили только мужчин и были красивыми.»
Кори Шумахер, 3-кратная чемпионка мира по лонгбордингу и лесбиянка, понимает все это слишком хорошо. Она не раз говорила о том, как ключевые игроки серф-индустрии — ASP, спонсоры и средства массовой информации – идут на крайности, чтобы сохранить образ гетеросексуальной девушки-под-копирку, чтобы «превратить серфинг из маргинального спорта в более популярный и прибыльный.»
BBB согласна с этим, однако признает, что соблюдение нормы не всегда является синонимом коммерческого успеха и приводит примеры Килы Кеннели и Клэр Бевелакуа. Эти девушки с нетрадиционной ориентацией смогли попасть в команды таких брендов, как Volcom и Red Bull. Эти компании символизируют энергию и бунтарский дух контркультур, а не бикини и мягкость. Так что все сработало. Но эти женщины являются исключением из правила.
Одна женщина (назовем ее CCC) встречалась, со знаменитым серфером 2008 и 2009 годах, но в дальнейшем выяснилось, что у нее нетрадиционная сексуальная ориентация. CCC стремилась скрыть свою любовь к девушкам, так что она пошла на крайние меры, чтобы попытаться остановить слухи: опровергала сплетни, занимаясь сексом с мужчинами.
По словам AAA, для самих спонсоров, в конечном счете, важнее то, сколько денег они могут заработать на спортсменке, и то, «насколько красиво ее тело», а не парни / девушки, с которыми она спит за кулисами спортивной арены. Но у представителей обеих сторон баррикад существует негласное убеждение, что иллюзия гетеросексуальности дает наибольшую выгоду.
Серфингистки борются, чтобы сохранить спонсоров. С ними обращаются, как со строптивыми моделями для бикини, а не как со спортсменками. При этом им очень трудно поддерживать отношения с кем-то в тайне. Если девушки с нетрадиционной ориентацией не могут стать успешными профессиональными серфингистками и в перспективе чемпионками из-за нежелания спонсоров работать с ними, то женский серфинг в беде.