Учимся задерживать дыхание
social-icon-facebook social-icon-vk social-icon-ok social-icon-twitter

В один ненастный день я присоединился к своей подруге Трейси и еще четырем парням, которые прибыли в южную часть Сан-Франциско, чтобы поучаствовать в семинаре под руководством очаровательной африканской дайверши Ханли Принсло и пловца Питера Маршалла.

Это был однодневный семинар, который разработан специально для серферов. Инструктора использовали подход, который они называют Surprise Apnea, что переводится с греческого как «прекращение дыхания». Этот механизм предполагает использование ментальных и физических усилий вместе со специальными техниками релаксации. Я немного нервничал перед погружением, но Ханли в подробностях все объяснила и помогла развеять мои сомнения.

Ханли собрала нас в маленьком кабинете тренера по плаванию, где мы должны были поработать над своим дыханием, а также над искусством его задерживать. В отличие от дельфинов, которые дышат не рефлекторно, а управляют дыханием сознательно (в неволе они даже могут покончить жизнь самоубийством, приняв решение не дышать), мы (люди) дышим за счет рефлексов. Диафрагма (мышца, которая опускается вниз, чтобы заполнить легкие воздухом, и вверх, чтобы сжать их) отвечает за весь процесс.

Желание дышать срабатывает не ввиду отсутствия кислорода, а из-за роста уровня углекислого газа, который активирует предупредительные системы организма. Если вы задерживаете дыхание в условиях роста уровня CO2, ваше тело будет принимать конкретные меры по сохранению оставшегося в его распоряжении кислорода. А его остается намного больше, чем вы думаете. Ханли объяснила, что внутри каждого из нас есть тюлень. Тюлени могут нырять и долго держаться под водой на вдохе, и как только мы опускаем наши лица в воду, наш внутренний тюлень пробуждается. Наше сердце начинает биться медленно, сохраняя кислород. Эта брадикардия является первым в целой серии рефлексов ныряльщиков. Далее следует сужение периферических сосудов, перенаправление потока крови от конечностей к внутренним органам, которое похоже на ощущение давления или тяжести в конечностях. Если задержка дыхания продолжается еще дольше, селезенка начнет выпускать красные кровяные клетки с кислородом. При очень низком уровне кислорода организм закроет приток крови к мозгу, вызывая временную потерю сознания. В этот момент очень важно начать дышать снова и делать это в течение примерно трех минут, чтобы избежать повреждения головного мозга. Ключ в том, чтобы расслабиться. Пусть ваш внутренний тюлень возьмет все на себя: ваше тело знает, что делать.

06_Dihanie_Hold-down

На мыслительную деятельность тратится кислород. На борьбу со стихией тратится кислород. Паника ваш враг во время задерживания дыхания. Нужно попытаться очистить свой разум, и пусть волны несут вас. Не нужно бороться с океаном, потому что вы бессильны против него. Сохраните вашу энергию и ваш кислород и ждите, когда волна отпустит вас, чтобы вы могли вернуться на поверхность и вдохнуть воздух.

Мы лежали с закрытыми глазами, а Ханли учила нас глубокому дыханию с помощью живота, которое проходит гораздо медленнее и предполагает более сознательные вдохи, чем обычно. Затем она попросила нас сделать последний глубокий вдох и задержать дыхание. Я недолго боролся со своей диафрагмой и уже через пару мгновений хватал ртом воздух. В ходе следующей попытки она посоветовала нам не сосредотачиваться на концентрации, расслабиться и очистить разум перед началом задержки дыхания.

«Когда к вам в голову приходит мысль, не хватайтесь за нее, смотрите на нее как на облако, проплывающее по голубому небу». Образ голубого неба помог мне избавиться от мыслей. В следующий раз я пошел дальше, позволяя диафрагме вдавить немного мой живот, прежде чем я поддался соблазну вдохнуть. Тем не менее, я чувствовал, что я провел в таком состоянии очень малый промежуток времени. И я был уверен, что сдался раньше своих “одноклассников”. В последний раз Ханли убеждала нас продлить период релаксации перед тем, как поддаваться диафрагме, и постоянно с нами говорила. Я продержался немного дольше, чем раньше. Когда она зачитала наши результаты, я был удивлен, узнав, что я не только продержался дольше, чем некоторые другие, но и смог отказаться от дыхания на 2 минуты 40 секунд!

Затем пришло время окунуться в бассейн. После непродолжительной тренировки дыхания животом, и успокаивающего плавания на спине Ханли попросила каждого из нас одеть маски, перевернуться и пробудить внутреннего тюленя. Мы разбились по парам ради безопасности. Трейси начала первой. Затем настал мой черед. После нескольких глубоких вдохов и медленных выдохов я затаил дыхание и перевернулся лицом вниз. Я слышал, как Ханли говорила: «Я могу почувствовать замедление твоего сердца. Расслабь плечи … У тебя отлично получается». Голубое небо … голубое небо …. «Не пытайся бороться с сокращениями диафрагмы… » Затем я вынырнул. Мое время: 2:40. Другим удалось преодолеть трехминутный барьер.

Затем Питер показал нам плавательных упражнений, предназначенных для имитации того, что происходит в океане: погружение при повышенном из-за гребли ритме сердцебиения или с полупустыми легкими. Когда мы закончили, я изрядно подустал, и еще лил дождь.

Я не знаю, какие пределы мне еще покорятся – так как я не планирую серфить на Мавериках в ближайшее время, — но я рад, что попал на это занятие. Я чувствую себя лучше подготовленным. Теперь я знаю, что при почти идеальных условиях я могу обходиться без дыхания уже более двух с половиной минут. Голубое небо.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter