Шейпер снимает миллиметр здесь, миллиметр там, периодически проводя рукой по поверхности. Это больше искусство, чем наука. Удовлетворившись правильной формой, Митчелл достает ручной рубанок и повторяет процесс. Затем он достает шлифовальный блок и продолжает работу.
На все про все уходит всего пара часов. Получается доска, поверхность которой слегка вогнута сверху и выпуклая на дне. Затем Митчелл достает пилу, карандаш и два шаблона из дерева. Он использует их, чтобы завершить формирование доски — удалить все лишнее. После этого mini-gun, предназначенный для больших волн Ocean Beach (Сан-Франциско), готов к обработке стекловолокном.
«Это искусство, ремесло. Приходится хранить конечный образ доски в своем воображении, а затем проделывать всю работу вручную. Я могу сделать все на станке с ЧПУ, но это не дает мне того чувства удовлетворенности, которое получаешь от шейпинга вручную», — говорит Митчелл.
Создание доски — кропотливый процесс, у парня вроде Митчелла на создание доски уходит шесть-восемь часов. Между тем, завод в Азии может использовать станок с ЧПУ, чтобы создавать доски за считанные минуты, повторяя все технологические процедуры сотни раз в день. Такие борды во многих отношениях не уступают доскам Митчелла. Но они также совершенно другие. Они товар.
Для многих людей серфинг – нечто большее, чем спорт, это духовный опыт. И роль шейпера в жизни серфера очень велика. Ваш шейпер знает, где и как вы катаетесь, ваши сильные и слабые стороны, и использует эти знания, чтобы создать для вас идеальный серфборд.
Тем не менее, в наше время доску можно заказать через интернет так же легко, как пиццу. Скорость и простота крупномасштабного производства, спрос на которое увеличивается из-за нехватки толковых шейперов и растущей популярности спорта, поражают. Примечательно, что в 2010 году лишь 63 процента проданных в США досок для серфинга были сделаны в этой стране. Остальное – главным образом импорт из Поднебесной. И этот тренд лишь усиливается.
Изначально доски для серфинга создавались вручную. Первые из них были сделаны из дерева. Боб Симмонс начал экспериментировать с полиуретаном, который был дешевле и проще в использовании, после Второй мировой войны. Шейперы Уайти Харрисон и Хоби Альтер улучшали техпроцесс на протяжении 1950-х. К 1960-ым полиуретан стал стандартным материалом для производства серфбордов. Сейчас почти каждая доска проходит путь от заготовки к покрытому стекловолокном борду нужной формы.
Благодаря станкам с ЧПУ, программному обеспечению для проектирования, новым материалам, а также росту спроса на недорогие доски, все больше досок создаются конвейерным способом. Сейчас наравне с полиуретановыми заготовками используются их аналоги из нетрадиционных материалов, таких как эпоксид и пенополистирол.
Заготовка стоит около $ 100, ее обработка стекловолокном может стоить $ 400. Учитывая, что большинство бордов продаются за шестьсот баксов или около того, нетрудно понять, что шейперу стать богачом очень сложной. В случае применения машин ситуация иная.
«Шейперы создают доски для серфинга, не для того чтобы разбогатеть, они делают это потому, что любят свою работу», — говорит шейпер из Сан-Франциско Дэнни Гесс.
Во многих случаях серферы и шейперы начинают дружить. И многих беспокоит тот факт, что такая дружба уходит из-за роста популярности досок заводского изготовления. Серфинг основывается на взаимоотношениях, которые образуют сообщества. Из-за ухода шейперов из этого сообщества серфинг теряет часть своей сущности. Некоторые компании пытаются совместить массовое производство с изготовлением продукции на заказ. Но это скорее полумеры.
С учетом роста импорта досок иностранными фирмами, которые нанимают для производства бордов людей, ни разу не занимавшихся серфингом, многие серферы осуждают коммерциализацию спорта. С другой стороны, технология предлагает явные преимущества, позволяя учитывать все потребности заказчика. Но все их преимущества раскрываются лишь в руках специалиста.
Ярким примером олдскульного шейпера, который решил шагать в ногу с прогрессом, может служить Дьюи Вебер. Он перешел в будущее, не отказываясь от прошлого. Шейпер использует станок с ЧПУ для грубой работы, но окончательную форму он придает доске вручную. Вебер знает, что человеческий фактор имеет огромное значение.
«Компьютер не может создать нормальный squat без участия шейпера. Это всего лишь инструмент», — говорит он.