Серфинг разума
social-icon-facebook social-icon-vk social-icon-ok social-icon-twitter

Для многих людей — будь то серферы или обычные люди — возможность постоять на берегу и поглядеть на океан гарантирует чувство глубокого удовлетворения. Созерцание океанских просторов успокаивает, затрагивает наши эмоции, но, тем не менее, это трудно выразить словами и тем более в полной мере понять.

Именно это и пытается сделать один ученый. В недавней статье в журнал Outside морской биолог Уоллес Дж. Николс выразил мнение, что люди имеют глубинную «необходимость» коррелировать с водной средой — океаном. Он утверждает, что эта потребность не только психологическая и эстетическая, но может, по сути, являться и биологической. Он утверждает, что наш разум связан с океаном пока еще мало понятным образом, и что созерцание океанических просторов активирует неврологические процессы, которые помогают поднять настроение, избавиться от стресса, повысить концентрацию и улучшить память.

Тезис Николса является в известной степени спорным, но среди серферов он получил определенный резонанс. Люди, которые проводят много времени — некоторые сказали бы огромное количество времени — в океане, и получают огромное удовлетворение от своей деятельности в воде, обрадуются тому факту, что океан создает нематериальные, но значительные преимущества. Этот тезис может вызвать улыбку от уха до уха и энергичный кивок согласия. И в самом деле, многие серферы знают из личного опыта, что нет ничего лучше для поднятия настроения, чем хорошая серф-сессия. День серфинга дает чувство глубокого удовлетворения и даже радости. Часто даже не нужно ловить много волн: достаточно самого факта нахождения в воде, погружения своего тела в океан и возможности дышать соленым воздухом.

На протяжении многих лет некоторые серферы пытались описать эти чувства. Ощущения настолько сильные, что для их описания необходимо прибегать к религиозным терминам. Пол Холмс, бывший редактор журнала Surfing однажды написал что «серфинг награждает спортсменов почти религиозным благоговением.» Одним из первых серферов, который осознанно заявил, что серфинг может давать что-то похожее на религиозный опыт, был Том Блэйк. Он считал, что серфинг может научить людей духовности и науке единения с природой. Блейк, возможно, не понял бы всей глубины диссертации Николса, учитывая эпоху, в которой он жил, но он, несомненно, согласился бы с основными тезисами.

19_Article_WallaceJNichols_featured

Таким образом, нетрадиционный подход Николса к работе над своей диссертацией заслуживает аплодисментов и похвалы от многих серферов. Но действительно ли все так и обстоит? Можно ли измерить и проанализировать это воздействие? Разве само присутствие человека рядом с океаном на самом деле создает столь значительное лечебное воздействие на мозг? Самый честный ответ на данный момент: кто знает? До проведения эмпирических тестов мы все должны верить в лучшее. И даже если тезис ученого окажется недействительным, есть много вещей, которые нельзя отрицать, или, по-видимому, адекватно объяснить.

Самым интригующим для меня в данном случае является вопрос по поводу роли природы в жизни человека. Действительно ли человеческий разум стоит вне естественного порядка вещей в природе, или является его неотъемлемой частью? Некоторые философы и религии говорят нам, что природа является чем-то внешним по отношению к нам — тем, что должно быть завоевано и/или приручено. Другие считают, что мы являемся неотъемлемой частью природы, и что мы не можем жить без нее. Китайский мистик Лао-Цзы писал: «Живите простой жизнью, будьте свободными, будьте самими собой и будьте ближе к природе. Делайте это, и вы будете мудрым и счастливым.» Ральф Уолдо Эмерсон, известной американской трансценденталист, считал, что люди были «благословлены» и что потоки энергии «движутся вокруг и внутри нас».

Утверждение Николса о том, что человеческий разум каким-то образом связан с океаном — и в более широком смысле с природой — на самом деле не слишком далеко отходит от того, что многие религиозные люди, мистики и мудрецы уже давно знают. От Будды до Лао-Цзы и Мейстера Экхарта — многие мистики утверждают, что человеческий разум и природа являются той же сущностью. Просто одно выступает продолжением другого. В некоторых эзотерических аспектах индуизма глубокая реальность (Брахмана) совпадает с высшим Я или Абсолютом (Атман). В буддийских трудах говорится, что просветление дает адептам понимание того, что ничто не существует само по себе — все составляет единое целое на самом высоком уровне реальности. Пантеисты — среди которых Спиноза и Альберт Эйнштейн — уже давно придерживаются этой точки зрения.

Трудно сформулировать словами концепцию, которую относительно легко уловить сознанием. Некоторые могут назвать ее профанацией, но повсеместное присутствие подобного тезиса в различных культурах и религиях говорит об обратном. От буддизма и индуизма к христианству и исламу (среди прочих) мистический опыт единения с природой является распространенной концепцией. Элементы этой идеи, возможно, проявляются даже в современной физике, особенно в квантовой механике, где интерпретация знаменитого опыта Бора и Планка — так называемого «эксперимента двойной щели» — подразумевает, что сам акт наблюдения субатомных частиц (например, электронов) влияет не только на их траектории и паттерны передвижения, но и на само вещество, из которых они состоят.

Конечно, можно легко увлечься всем этим и перейти к выводам, которые, вероятно, сам Николс никогда не обдумывал в рамках эмпирической границы своих исследований. Тем не менее, идеи Николса являются захватывающими, и ему, без сомнения, предстоит тяжелая борьба по подтверждению своей научной точки зрения. Надеюсь, его исследования будут продолжаться, и, возможно, мы окажемся на шаг ближе к разгадке тайны духовности и природы.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter