Слоганом нового соревнования стала фраза “лучшие серферы и лучшие волны». Она также стала талисманом Золотого века про-серфинга. После ухода из ASP в 2009 году, Бартоломью со стороны наблюдал, как развивался чемпионат. Он видел и проблемы подобные тем, с которыми сам столкнулся десятилетия назад.
СОН БЕЗ СНОВИДЕНИЙ
В 1998 году в ASP царил хаос. С моим приходом Келли Слейтер ушел оттуда с отвращением. Шестикратный чемпион мира и наиболее титулованный серфер громко хлопнул дверью, говоря: «я выше этого». Многие серферы в те годы жили в стиле фильма «Endless Summer» — малоприятное зрелище, на зрительские трибуны часто забредали бомжи, и качество было большой проблемой. И в то же время спорт развивался: тау-серфинг был на подъеме, Лейрд катался в Teahupoo, а вот чемпионат мира топтался на месте.
Все было устаревшим, время проб и ошибок давно закончилось, но ничего не изменилось. Объем призовых не увеличивался на протяжении восьми лет, и критерии оценки были архаичными. Когда я туда попал, там все было как в реаниматологии; ASP — было ругательным словом. А противники чемпионата во главе с Дереком Хинд готовили “смену власти”. Энди Айронс, молодой энергичный парень, которого многие успели окрестить будущим чемпионом мира, подписал соглашение об участии в чемпионате Дерека. Келли Слейтер ушел, и Энди Айронс последовал за ним. Они считали, что там трава будет зеленее и старались вырваться из этой дыры.
БОЙНЯ
Нужно было все менять. Мы начали переговоры со спонсорами, нам удалось удвоить призовой фонд. Это было не очень популярное решение. 50 процентов руководства поддерживали меня, остальные 50 процентов хотели, чтобы меня уволили. Я начал с нуля, а именно с новых правил, которые должны били прийти на смену устаревшим. Нам удалось привлечь новых спонсоров. Это было похоже на музыку, и это был тот момент, когда спорт изменился.
Это был огромный шаг вперед, но нам все еще предстояла большая битва, и проходила она в зале заседаний оргкомитета. Нужно было разграничить спорт и серф-индустрию.
Они преследуют разные цели, и это продолжается по сей день, но грань между ними становится размытой, время от времени. ASP World Tour не может быть маркетинговым инструментом промышленности, хотя многие компании выказывали неподдельный интерес в развитии этого вида спорта. Но есть моменты, где должно быть четкое различие между этими двумя понятиями, и я всегда чувствовал, что эта грань между ними становилась все боле размытой, и у ASP было все меньше и меньше рычагов контроля над соревнованиями.
МАЯТНИК
Но все стало на места, когда пришел Келлии и сказал: » Мне очень нравится, что происходит. Я хочу сюда вернуться!”
Я сказал: «Эй, созовите пресс-конференцию, сейчас же!»
Это был декабрь 2001 года, половину чемпионата пришлось отменить, и это был очень тяжелый год — мы едва выжили. Это заявление Келли помогло нам вернуть интерес публики, Энди тоже вернулся. Dream Tour можно было начинать. А потом началось это захватывающее соперничество между Энди и Келли. Они играли с гравитацией. Сколько раз мы видели, что Келли нужны били волны, и волны приходили? Это просто волшебство, и именно это произошло с Dream Tour. Вселенная улыбнулась нам. Что-то подобное произошло в те далекие годы (70-е) года за победу боролись Марк Ричардс, Шон Томсон и многие другие. У нас было пять лет славы Пять лет невероятных волн.
Но это похоже на маятник. Возможно, в свое время я оттянул его слишком далеко [от коммерческих покровителей тура]. Возможно, в последние годы маятник качнулся слишком далеко в другую сторону.
WWW
Больше всего у нас проблем было со спонсорами, они постоянно норовили сделать все по-своему! Они хотели как можно больше зрителей. Им было плевать на качество волн. С приходом World Wide Web все стало проще. Келли Слейтер вскоре стал для молодежи кем-то вроде Тони Хоука, и именно Интернет помог ему прославиться.
Несколько лет спустя бюджет соревнования стал определяться исходя из количества зрителей, просмотревших его в Сети. Но дело в том, что когда у вас есть отличные парни, но погода хуже некуда, никто это смотреть не будет. Именно это мешало чемпионату развиваться последние пару лет.
ХАНТИНГТОН
Серферов раньше презирали в Хантингтон-Бич. Хотя там были лучшие на планете бичбрейки. Я всегда думал, что там должен быть главный этап чемпионата. Так все и вышло. Это эволюция. Серфинг в Хантингтон 10 или 15 лет назад выглядел довольно ужасно: один или два поворота на волне — вот предел. Но посмотрите на то, что там происходит сейчас. Именно это самый главный признак развития серфинга. Такого вы не увидите в Teahupoo, потому что у этого спота свои особенности.
Но я думаю, что успех Открытого чемпионата США в последние годы также повлиял на чемпионат мира. Пришли большие спонсоры с бюджетами в 6 млн. $ и сделали все как надо, и это сработало. В этом году в Хантингтон-Бич побывали 175 000 человек, и 150 тысяч из них были 15-летние девочки и мальчики. Серьезно. Мы построили отличные трибуны, и это был хороший коммерческий ход: люди тратят деньги. Во-первых, спонсоры смогли оправдать расходы, и во-вторых, у них появилась целевая аудитория для рекламы. Теперь нам нужно бросить кости и надеяться на удачный исход веб-трансляции, которая за последние четыре года показала больше неудач, чем успехов. Но, так или иначе, маятник качнулся слишком далеко в другую сторону.
ОПТИМИЗМ
Я настроен оптимистично по нескольким причинам. В последние годы все крутилось вокруг Келли. Все ждали, решит ли он остаться в следующем сезоне или уйдет, но появились Дейн и Джорди. Есть еще Джулиан и Джон Джон и Колохе. Поэтому я с надеждой смотрю в будущее чемпионата. Я знаю, что парни в ASP изо всех сил стараются сделать его лучше. Я всегда буду поддерживать ASP и не собираюсь бросать камни, потому что я знаю, как это тяжело. Когда серферы проголосовали за возобновление прав представителей СМИ на соревнованиях, я почувствовал, что у нас стало еще меньше рычагов контроля.
Я всегда говорю серферам: Посмотрите на ваши сильные стороны. У вас есть этот знаменитый чемпион мира и у вас есть эта рейтинговая система. Если решите организовать новый чемпионат, вы никогда не вернете прежнего. Все основные серф-бренды могут организовать свои собственные чемпионаты мира. Но серферы разбегутся в разные стороны.
Я вижу, что нынешний руководитель ASP — Броди Карр — оказался в очень сложной ситуации. Его осуждают все, кому не лень. Я желаю ему разобраться со спонсорами, и я бы хотел видеть, что линия разграничения между брендами и ASP становится четче. Есть очевидные общие моменты, однако это совершенно разные вещи. Знайте что, я не пессимист, иногда и я могу смотреть на жизнь через розовый монокль, но другой глаз всегда видит очень ясно.