Как проходило ваше детство в Южной Калифорнии?
Жизнь в то время была похожа на приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. Дети должны были быть детьми. С утра я уходил с другом или двумя и не возвращался до темноты. Мы ходили в походы. Спускались со скал на пляже. Прыгали в океан. Мы мастерили себе игрушки, запускали воздушные змеи, забирались на деревья. Однажды мы взобрались на крышу школы с дерева. Через нее мы пробрались в классные комнаты. Мы ничего не брали — это было просто развлечение. Мы катались на велосипедах, а затем перешли на карты и мотоциклы. Можно было почувствовать себя свободным. Я скучаю по тем временам.

Когда у вас появилась первая доска для серфинга?
Можно сказать, что это моя судьба. Поначалу я и не думал заниматься серфингом. Я хотел прикрепить к доске парус, как в журнале Mechanix Illustrated. Я попытался испробовать борд в воде, лег на него и начал грести. Затем я поймал волну и встал. Мой друг кричал с берега: «Отлично справляешься! Классная левая!» На следующий день я получил свою первую доску для серфинга. Тогда мне исполнилось шестнадцать — 1960 год.

Что вы почувствовали, когда впервые встали на серф-борд?
У меня не было практически никакого опыта, я пытался грести в лайн-ап, но меня накрывало волной и смывало обратно на пляж. В то время мне приходилось тренироваться в пене. Но я помню, как проходили мои первые сессии в Малибу. Я глядел вниз на воду и думал: «Это как полет! Я лечу над поверхностью воды, и все камни и другие препятствия гораздо ниже меня.» Я наслаждался жизнью. После этого серфинг стал смыслом моей жизни.

Кто был кумиром вашего детства?
Когда я стал увлекаться серфингом, моим кумиром стал Мики (Miki). Потому что, когда я впервые попал в Малибу, он уже был королем пляжа. И он был рядом, а не на обложке журнала. Вы могли бы подойти и поговорить с ним. Но я не пытался стать его другом, как все остальные, — просто восхищался его серфингом.
Дэйв Свит (Dave Sweet) был для меня, как отец. Все называли его «дядя Дэйв.» Он прекрасно делал свое дело – шейпил борды, но серф-сообщество это не оценило. Позже было подтверждено, что именно Дэйв (не Хоби) создал первую коммерческую доску из пеноматериалов. Сейчас по этой технологии делаются практически все борды. За это я и восхищаюсь Дэйвом. Как я уже сказал во вступлении » The Living Curl», я всегда любил его, потому что он был бунтарем и не делал то, что все остальные.

А еще я восхищался режиссёрами серф-фильмов: Грант Рольхофф (Grant Rolhoff), Джон Северсон (John Severson), Брюс Браун (Bruce Brown).

Как появилась идея фильма о калифорнийском серфинге?
Мне кажется, что в шестидесятые нам было не до идей. Мы не думали о чем-то, не строили планов, а просто делали это. Помню, однажды мы отдыхали с друзьями, и я решил достать камеру. Я снимал их, они – меня, и мы могли увидеть себя со стороны. Вроде как один из тех фильмов о пляжном отдыхе. Если бы я хотел увидеть, как мы выглядели по сравнению с Мики Дора (Miki Dora) или Джонни Файном (Johnny Fain), то я бы снимал фильмы о Мики Дора и Джонни Файне.

С какими трудностями вы столкнулись при съемках?
Ну, самой большой проблемой было то, что я снимал всё на восьмимиллиметровую камеру. В то время это было неслыханно для серфинга, такие камеры использовались только для домашнего видео. Поэтому мне пришлось думать, как прикрепить 16-мм объектив на мою 8мм-камеру. А еще в моей первой камере не было нормального видоискателя – приходилось непросто.

Съемки в помещении были еще более сложной задачей. Там просто было недостаточно света, и проекторы не справлялись с отображением роликов.

Таким образом, » The Living Curl » всегда была своего рода черновиком. Я имею в виду, что демонстрировать его можно было только в каком-нибудь клубе: путь в большие кинотеатры нам был заказан.

Но у меня появились поклонники. Джон Милиус (John Milius) (который позже спродюсировал классический голливудский серф-фильм » Big Wednesday “), был фанатом » The Living Curl.» В свое время он сказал, что я готов снимать коммерческое кино. А Крейг Стецик (Craig Stecyk) (прежде, чем он стал биографом Мики Доры) также был моим фаном. Однажды он пришел в серф магазин Дэйва Свита, где я работал продавцом, стал расспрашивать меня о серфинге. Его мама звонила мне, чтобы убедиться, что я хороший человек и не научу Крейга плохому. Мне кажется, что я проделал хорошую работу.

Каким серфинг был в шестидесятые?
Думаю, весь смысл передает мой фильм «The Living Curl» и его переиздание. Именно таким серфинг был в шестидесятых. Там показано, как все это выглядело, как мы катались, какую музыку слушали.

Оцифровка фильма отняла у меня много месяцев. Весь этот процесс был для мня, как возвращение в прошлое. Серферы, с которыми я тогда дружил, музыка, которая играла, — все было передо мной на компьютере. Это был очень необычный опыт… я погрузился в воспоминания 45-летней давности. Но в то же время, он заставил меня понять, как сильно сегодняшний день отличается от вчерашнего.

1/3

И насколько?
Это большая разница. Малибу был всегда до смешного переполнен. Но в 60-х можно было съехать с шоссе и очутиться в пустынном месте. Такого больше нет. Если хотите оказаться в одиночестве, вы должны сесть на самолет или корабль и отправиться в другую страну или на другой континент.

Как говорится в фильме: «в начале шестидесятых годов, серфинг только зарождался.» Южная Калифорния была местом проведения одной огромной пляжной вечеринки. У всех нас на уме было что-то вроде: «Эй, присоединяйтесь к веселью!» В воздухе витал дух чего-то нового. Каждый новый маневр или дизайн доски для серфинга сразу же получал толпы поклонников.

Все мы любили пошутить, но по-доброму. Если бы вы пришли на пляж с чем-то действительно огромным (семифутовой доской, например), вас бы никто не обсмеял. Потому что все это было так ново, и никто не знал, что станет популярным завтра. Мы были открыты для нового.

В конце шестидесятых — начале семидесятых годов ситуация изменилась. Серфинг превращался в ядро субкультуры наркотиков, местничества и воровства. Все это сочеталось с политическими и экономическими настроениями в стране – всё, как и в фильме Big Wednesday. Тогда шла война во Вьетнаме, наступили тяжелые времена для экономики, а вокруг царила социальная дезориентация.

Какой была реакция молодого поколения на выход цифровой версии фильма?
Когда мой партнер по проекту Скотт Старр (Scott Starr) впервые предложил мне издать “The Living Curl” на DVD, я подумал, что никто не захочет смотреть этот старый хлам. Фильм был снят на восьмимиллиметровую камеру, и там было только 16 кадров в секунду. У нас было много работы, и стоило все это возмутительно дорого.

Но Скотт сделал хорошую работу. Он заставил меня воскресить фильм. Когда я увидел его на мониторах во время работы, я был поражен тем, насколько хорошо он выглядел. Технология сделала невозможное возможным. Позже во время показа на большом экране в кинотеатре Ла Палома я был просто ослеплен. Мой маленький «домашний» фильм блистал на серебряном экране. Он выглядел также хорошо, как «Endless Summer» или «Унесенные ветром». Где же была эта технология в шестидесятые годы, когда я в ней так нуждался?

Я был совершенно удивлен. Я думал, что фильм покажут один или два раза, и понравится он только олдскульным серферам. Но когда все аплодировали, а затем выстроились в очередь за автографом — это было просто невероятно.

А потом пошли письма и телефонные звонки. Этого я так хотел в прошлом, но получил лишь 45 лет спустя.

Большинство покупателей DVD были представителями молодого поколения серферов. Они расспрашивают меня о трюках на лонгбордах, которые засветились в фильме. Некоторые магазины продают его, как видео-инструкцию по лонгбордингу.

Что для вас значит серфинг? Как он изменил вашу жизнь?
Похоже, что серфинг никогда не менял ничего в моей жизни. Кажется, что я всегда занимался серфингом. Это было нормой. Важнее не то, что серфинг значит для меня, а то, что без него моя жизнь лишилась бы смысла.

Что делает вас счастливым человеком?
Всё, от чего я получаю удовольствие: серфинг, съемки, коньки, лыжи, питание, танцы, что угодно. Мне нравится делать то, что позволяет забыться и получать удовольствие от самого процесса. Звучит банально, но это так! В такие моменты время бесследно испаряется.

Кто, по-вашему, сейчас формирует будущее серфинга?
Мики Дора (Miki Dora), Лэнс Карсон (Lance Carson), Джим Фоли (Jim Foley) … шучу! Но они являются теми, кто формировал путь серфинг для меня. Сегодня … наверное, Келли Слейтер (Kelly Slater), Тони Хоук (Tony Hawk). Я не знаю. Но большинство современных серферов стараются выглядеть одинаково: те же маневры, такие же стили.

Раньше, если бы вы катались в Малибу, и Мики Дора был бы в воде, вы могли бы с сотни метров сказать, что это Мики. Как будто на сцене Rose Bowl выступает Мик Джаггер. Я просто знал: это был он. Без сомнения. Его стиль. Его язык тела. В 60-х серферы были известны по всему побережью за их индивидуальный стиль и язык тела.

Я не знаю, может то же самое существует и сегодня. Серферы бросают вызов гравитации и здравому смыслу.

1/2

Может быть, привлекательность “The Living Curl” заключается именно в том, что там показаны стили серферов 60-х. Все, что серферы сегодня делают — это спин-офф предшествующих поколений. В 60-е все было действительно новым – мы создавали историю. Во всем была уникальность и своя индивидуальность.
Я видел некоторые кадры с Келли и другими современными серферами. Это была магия. Они сочетают стиль и изящество 60-х с невероятными маневрами современности. Лучшее из обоих миров. Но не часто можно увидеть сочетание прогрессивных маневров с грацией и изяществом. Скорость — да. Но не стиль. Локти и колени торчат во все стороны. Мы бы считали такое выступление неудачным.

Какими бордами вы пользуетесь? У вас есть любимый серфспот?
У меня был 7-футовый “thumb” в шестидесятых. На его покупку меня подтолкнул просмотр фильма “Barefoot Adventure”. Мои приятели постоянно называли его хламом, так что я вернулся к стандартному лонгборду, чтобы влиться в толпу.

Я всегда балансирую между длинными и короткими досками. Но всегда стараюсь сохранить корни старой школы. Мои любимые доски — 7’5 «и 8’6». Обе сделал Робби Дик (Robbie Dick) по образу и подобию Penetrator и Performer.

Я родился и вырос на правых пойнтбрейках. Они не всегда совершенны. И я люблю это. Больше разнообразия позволяет почувствовать вкус жизни. Мне нравится Топанга, а также Малибу, Стэйблз и Ринкон, Swamis и Trestles. Там можно вдоволь покататься на лонгборде и получить уйму удовольствия.

Какие планы на будущее?
Иногда я думаю, что уже сделал все, что я когда-либо хотел сделать. Все, что я сделал с 16 до 24 было связанно с серфингом. Я чувствовал себя старым уже в 24. К концу шестидесятых годов наступило время недружелюбных местных серферов и сильнодействующих наркотиков. Я все еще любил серфинг, но перестал им заниматься. Теперь я продолжаю карьеру в искусстве и думаю, что достиг всего, чего когда-либо хотел.

Как правило, у меня появляются самые неожиданные интересы, и я работаю в новом направлении. Так произошло в случае с “The Living Curl.” Я никогда не ожидал, что буду заниматься чем-то подобным. Но такое происходит снова и снова.

Вторым моим фильмом стал “The Californians.” Там засветились самые передовые лонгборды эпохи (фильм был снят в 1967), но эти доски полностью устарели к концу десятилетия. Тогда я взялся за съемку “Four Years After”. там снялись многие лонгбордеры из прошлой картины, но на этот раз под ногами у них были уже шортборды. Теперь я работаю над переизданием фильма в цифровом варианте.

Я благодарен людям за то, что они сделали меня экспертом в области истории серфинга 60-х, но в те годы меня это совсем не интересовало. Я был слишком занят, чтобы делать все и сразу. Теперь остается получать удовольствие.

Более подробную информацию о Джейми Бадже и его фильме The Living Curl можно найти здесь — www.thelivingcurl.com.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter