«Первая серфингистка, достигшая звездного статуса», – описывает Андерсен журнал Outside. «Ее мастерство достигло доминирующего уровня, заставив сексистов закрыть рты и открыть глаза».

Андерсен родилась в 1969 году в Нью-Йорке, росла в Мэриленде и Виргинии, а на доску встала в возрасте 13 лет, переехав с родителями в Ормонд-Бич, Флорида. Два года спустя отец Лизы демонстративно разломал ее борд. Когда ей исполнилось 16 лет, девочка сбежала из дома, купив билет до Лос-Анжелеса на заработанные в течение лета деньги. Родителям она оставила записку, в которой говорилось о ее намерении добраться до Калифорнии и стать чемпионкой мира по сёрфингу. Как Андерсен признавалась впоследствии, в то время она даже не знала, существовали ли чемпионаты мира по сёрфингу на самом деле.

Поселившись в Хантингтон-Бич, Андерсен подрабатывала официанткой и спала где приходилось, временами даже ночуя на пляже. Год спустя, в семнадцатилетнем возрасте, она одержала победу в женском дивизионе чемпионата США, заняла третье место в чемпионате мира и получила профессиональное признание, став «новичком года». Хотя уже тогда ей предсказывали будущий мировой чемпионский титул, талант Андерсен постоянно страдал от недостатка самоуверенности. Она занимала десятую строчку мирового рейтинга в 1988 году, седьмую в 1989, четвертую в 1990, седьмую в 1991 и вновь четвертую в 1992.

Хотя ее кумиром считается землячка из Флориды и четырехкратная (в период с 1984 по 1988) чемпионка Фрида Замба, Андерсон частенько заявляла, что хочет сёрфить «как парень». В какой-то мере этого она добилась. Лиза контролировала борд лучше, чем любая другая женщина до нее, а потому умела выполнять максимально энергичные маневры. Что касается ее стиля, то он отдавал красотой балета. «Когда ты катаешься с Лизой, твой собственный стиль шлифуется», – рассказывает гавайская серфингистка-ас Рошель Баллард. «Ее техника катания настолько отточена, что все вокруг поневоле начинают перенимать ее движения».

В марте 1993 года Андерсен вышла замуж за бразильского сёрфера и главного судью международного профессионального турнира Ренато Хикеля, а спустя пять месяцев родила дочь – Эрику. Андерсен продолжала соревноваться во время беременности и пропустила лишь последний этап года, завершив сезон на девятом месте в общем зачете. Материнство, как она отметила позже, сильно изменило ее карьерные планы. Роды были «самым ужасным, тяжелейшим испытанием, в сравнении с которым все остальное кажется простым делом». Уже спустя пять недель после родов Андерсен сумела пробиться в финал этапа, а затем выиграла три из одиннадцати соревнований мирового турнира 1994 года, заработав свой первый чемпионский титул.

Удерживая темп, она добавила в копилку еще три мировых титула подряд. Самым тяжелым годом стал 1995, когда Андерсон заработала межпозвонковую грыжу в конце сезона и едва не уступила гонку за первенство австралийской претендентке Полине Менцер. Хотя к тому времени Андерсон показывала намного более стабильные результаты, чем в начале карьеры, она все равно умудрялась уступать аутсайдерам и приглашенным атлетам, демонстрируя свое мастерство в полную силу только во время заездов против сильнейших соперниц.

1/4

1996 год стал наиболее хаотичным в жизни Андерсон как в личном, так и в профессиональном плане. Она покинула Хикеля, заявив, что потеряла интерес к нему после рождения Эрики. Журнал Surfer поместил Андерсен на обложку (это был первый тираж с женщиной на обложке за пятнадцать лет) и приправил изображение лукавой подписью с намеком на преимущественно мужскую читательскую аудиторию: «Лиза Андерсен катается лучше вас». В то же время ее профили появлялись в газетах и журналах общей тематики по всему миру. В статье «Джиджет отжигает» («Gidget Kicks Ass»), опубликованной журналом Outside, Андерсон удостоилась похвал за сёрферский талант, приятную внешность и целеустремленность, но была описана, как «до странности недосягаемая и замкнутая в себе, как будто кто-то наклеил поверх женственной психики характер семнадцатилетнего футболиста».

На третьем году контракта с Roxy – женским подразделением компании-магната Quiksilver, занимающейся производством сёрферской одежды – Андерсен приняла участие в дизайне женских борд-шорт, жертвовавших стандартами моды в пользу функциональности. Шорты немедленно завоевали популярность, а Андерсон стала звездой рекламной кампании, в свою очередь ставшей индикатором бума женского сёрфинга. Стройная (170 см, 56 кг), улыбающаяся Андерсен украшала страницы журналов и снималась в рекламных роликах, а бывшая чемпионка Полина Менцер с горечью отмечала: «В данный момент Лиза Андерсон и женский сёрфинг – одно и то же. Все мы остальные никому не нужны». В 1997 году Андерсен даже стала моделью для фотосессии именитой Энни Лейбовиц.

Падение с пика славы стало неожиданным и стремительным. В июле 1998 года у Андерсон возникли проблемы со спиной, в результате чего ей пришлось пропустить вторую половину сезона. В 1999 году ее практически не было видно. В 2000-м тридцатилетняя спортсменка вернулась на арену, окончив сезон на пятом месте. Сезон 2001 года был пропущен из-за рождения сына, но Лизу поместили в запасные списки всех этапов 2002 года. В то же время она провалила квалификацию на участие в турнире 2003 года. В 2005 кампания Roxy объявила Андерсон своим официальным лицом бренда на мировом рынке.

Андерсон шестикратно становилась самой популярной серфингисткой по результатам опросов журнала Surfer (1992, 1994, 1996–99). В 1998 журнал Sports for Women присвоил ей звание «Лучшей спортсменки года». В 1999 году Лиза Андерсен и Кэти «Джиджет» Цукерман стали единственными женщинами, попавшими в список двадцати пяти наиболее влиятельных сёрферов века по версии журнала Surfer. В рейтинге «Величайших спортсменок века» журнала Sports Illustrated 2000 года Андерсен удостоилась 76-го места.

Имя Андерсон было увековечено в Зале славы сёрфинга в Хантингтон-Бич в 2002 году. Ассоциация производителей сёрф-индустрии назвала Андерсон «Водным атлетом 2007 года». В том же году вышла биография «История Лизы Андерсен» («The Story of Lisa Andersen») за авторством Ника Кэррола. Лиза снялась в десятках сёрф-фильмов и видеороликов, включая «Atlantic Crossing» (1989), «Surfers: The Movie» (1990), «Triple C» (1996), «Performers III» (1999) и «Tropical Madness» (2001).

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter