Как правило, больше всего достается лодыжкам. Иногда травмируются стопы. В воздухе эти части тела находятся в безопасности. Но при приводнении начинаются проблемы. Эксперты отмечают, что сейчас серфинг не ограничивается взаимодействием с поверхностью доски или поверхностью воды. Сейчас спортсмены стараются показать себя в воздухе. Практика спортивной медицины свидетельствует о том, что всякий раз, когда спортсмены покидают «родную» поверхность (будь то земля или вода), травматизм резко возрастает, особенно это касается именно лодыжек.
Тим Браун, вице-президент ASP по спортивной медицине, который в течение 30 лет работал с профессиональными серферами и помогал спортсменам из НФЛ и НБА, говорит, что тяжесть травм резко возросла. По его словам, травматизм – особенно если дело касается эйров — сравним с тем, что ранее было характерно только для спорта со значительно более высоким травматическим потенциалом. И причиной всему — эволюция современного серфинга. Мы достигли критической точки и быстро ушли вперед. Высота, частота и техническая составляющая эйров – ничего подобного не было раньше. Фильмы Dear Suburbia, Modern Collective и Lost Atlas доказывают эту теорию.
«Это бомба замедленного действия», — говорит Браун. — «Мы знаем, что поверхность воды изменяется, что свелл меняет направление, а сама волна зачастую превращается в то, чего сами серферы не ждут. Таким образом, при приводнении нельзя быть на 100% уверенным в благополучном исходе. Честно говоря, наши тела попросту не созданы для подобных издевательств. С ростом сложности и интенсивности применения этих маневров продолжат расти и риски, а также негативные последствия.»
«Да, все это очень точно характеризует современные тенденции в области воздушной акробатики в серфинге,» — говорит Тадж Барроу, который сломал четыре плюсневые кости стопы и сустава Лисфранка на левой ноге при попытке приземлиться после frontside air в 2005 году. — «Ребята делают такие дикие повороты, что в итоге обязательно происходит нечто подобное — независимо от того, насколько молодые и гибкие спортсмены.»
Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, про-серферы все чаще обращаются к специалистам за помощью в профилактической подготовке. Тренировки по системе C.H.E.K, йога, личные тренеры, гимнастические мячи, а также механизмы корректировки мышечного дисбаланса вызывают у них повышенный интерес. При этом, как только серфер получает травму, он начинает работать с несколькими специалистами, врачами и тренерами, применяющими процедуры и методы, которые они создали при лечении спортсменов в других видах спорта.
Колохе Андино пришлось проконсультироваться у шести специалистов после того, как он получил тяжелую травму лодыжки этим летом. Доктор Дэвид Крюс, специалист в области спортивной медицины, был частью этой группы. Крюс отмечает, что стал свидетелем резкого увеличения травматизма за последние несколько лет, которое коррелируют с увеличением частоты использования и ростом технического уровня воздушных маневров. По его словам, тела спортсменов должны подготовиться к этому. Подход Крюса заключается во внедрении упражнений, которыми уже давно пользуются гимнасты.
При работе с Адино этот врач посоветовал спортсмену выполнять упражнения по подготовке к прыжкам и поддержанию баланса, на которых гимнасты сосредотачиваются на самой ранней стадии своей карьеры. Он применил этот подход, учтя специфику серфинга: вместо того чтобы просить своего пациента приземлиться на коврик или гимнастическое бревно, он создал упражнения, которые предназначены для имитации постоянно меняющегося лица волны.
Цель такого подхода, по его словам, заключается в подготовке тела человека к перегрузкам при приводнении. Причем речь идет не только о стопах и лодыжках, но и о позвоночнике. Кроме того, эти упражнения улучшают и мышечную память, повышая, в конечном счете, безопасность серфинга. Тим Браун был частью команды врачей, которая занималась реабилитацией Андино, и он говорит, что общее качество движений пациента значительно улучшились, отчасти потому, что врачи смогли внести простые корректировки в технику спортсмена и выровнять его осанку.
«Если вы не хотите делать ставку на удачу, нужно тренироваться, чтобы заниматься серфингом и делать эйры», — говорит он. — «Лучший механизм защиты возникает, когда нам удается связать разум с нервной системой, а нервную систему — с нашими мышцами.»
Однако остается одна нерешенная проблема: достаточно ли подобных тренировок, чтобы компенсировать ущерб, который может быть нанесен телу спортсмена в течение всей его карьеры. Наиболее тяжелые травмы, связанные с эйрами, могут заставить спортсмена распрощаться с соревнованиями. Некоторые серферы, возможно, уже расплачиваются за свою любовь к воздушной акробатике.
В таких видах спорта, как гимнастика (или скейтбординг – дальний родственник серфинга со значительно более болезненными травмами), очень сильно распространены ситуации, когда спортсмены достигают пиковой формы в молодом возрасте просто потому, что в дальнейшем организм не выдерживает нагрузок. Подобная ситуация может повториться в серфинге, в результате чего спортсмены после 25 лет будут попросту неконкурентоспособными.
Любитель воздушной акробатики «горит» в два раза ярче, но при этом «выгорает» вдвое быстрее. Впрочем, это отнюдь не единственный вариант развития событий. Врачи и тренеры только начинают бороться с последствиями роста популярности эйров среди серферов. Таким образом, через некоторое время могут появиться методики нивелирования долгосрочных негативных эффектов.
«Во всех видах спорта медицинская поддержка и профилактика травматизма, всегда отстают от изменений в технике и производительности спортсменов», — говорит доктор Крузе, — «Но я думаю, что если мы можем внести полезные изменения в плане профилактики, очень возможно, что нам удастся компенсировать негативный эффект.»
Сама мысль о том, что серферы вроде Джулиана Уилсона или Дейна Рейнольдса, могут оставаться в авангарде воздушного серфинга в течение 10 лет кажется почти смешной. Но в 2002 году именно по этому пути пошел Слейтер — 40-летний чемпион мира. Человеческое тело никогда не прекратит нас удивлять.
«Я думаю, что эта проблема характерна скорее для молодых ребят», — говорит Мик Фэннинг, который, как известно, оправился от не связанной с эйрами, но очень сложной травмы в середине прошлого десятилетия. — «Когда ты молод, ты не обращаешь внимания на предостережения. Но, когда ты становишься старше – понимаешь, можно правильно тренироваться и делать определенные трюки без травм. Посмотрите на Келли. Он делает невероятные трюки без видимых последствий. Если новички хотят оставаться в строю как можно дольше, им просто нужно сосредоточиться на профилактике.»