Дно: часть вторая
social-icon-facebook social-icon-vk social-icon-ok social-icon-twitter

Для того чтобы компенсировать потери контура кривой, увеличилась bottom curve. Более молодые и быстрые серферы нуждались в более чувствительном снаряжении. Как можно было добиться подобного в этих узких и изрядно изогнутых досках? Нужно было выпрямить центральную часть дна.

Немного истории. В 1991 году Шейн Херринг занял тридцать третье место на ASP World Tour. Келли Слейтер был сорок третьим. В конце апреля 1992 года на соревнованиях Coca Cola Classic North Narrabeen — второй этап чемпионата мира 1992 — это изменилось. Шейн и Келли попали в финальную часть соревнования. Шейн победил благодаря доске от Грега Уэббера — deep single concave «Banana Board.» Уэббер создавал подобные борды с 1986 года, но у него не получалось добиться нормального уровня сцепления до этого момента. Как сообщалось, доска была специально разработана, чтобы помочь Херро победить Слейтера. Келли выиграл свой первый титул чемпиона мира в 1992 году. Шейн закончил 4-ым.

Возможно, плоское дно является самым простым, эффективным и быстрым вариантом?

«Я создал несколько досок «без дна» для Тейлора Нокса в начале девяностых годов». — Говорит Расти. — «Он настаивал на размере ниже 18″ (17,75″) 6’2″. При весе в 175 фунтов было сложно проектировать ему доски, которые будут работать за пределами бочки. В хорошей полой части волны все работало. Но на плоских волнах все было не так просто. Мы пытались приспособить для этой цели доски с плоским дном и большим рокером: pretty vanilla.»

Совершенно нейтральная нижняя часть стала решением проблемы. Представьте себе скимборд, который движется по двумерной площадке. Далее, попробуйте представить себе, что движетесь на доске типа pig в трехмерном пространстве — на волне. Конечно, есть определенные вещи, которых талантливый серфингист может избежать, но тенденция была бы следующая: доска шла бы вниз на плоской волне при любом раскладе.

Другой вариант: Eev (Reverse Vee / Forward Vee)

В 1991 году Том Каррен стал чемпионом мира и переехал на постоянное местожительство во Францию. Эмигрант из австралии Морис Коул делал для Тома доски. В один прекрасный день шейпер получил контейнер заготовок из Австралии. По дороге груз сильно повредили. И в конечном итоге получился совсем никудышный рокер. Но история продолжается. Он пытался сформировать кривую лишнюю через центр заготовки. Очертания кантов показались ему знакомыми, но в готовой заготовке была vee, которая проходила через центр и плоский хвост. Так появилась EEV (Reverse vee / Forward vee).

Пэт Роусон познакомил меня с Морисом. Пэт и я провели некоторое время во Франции в этот период, создавая доски в мастерской Мориса и познакомились поближе с его работой. Reverse vee получила признание и популярность, спрос на доски Мориса вырос.

Я снова заинтересовался forward vee.

Forward vee не следует путать с vee, которая начинается в нескольких футах перед фронтальными плавниками и увеличивается за последним плавником. С конца 60-х эта конструкция была обычной практикой для шейперов, которые хотели добиться «увеличения» vee под плавником и сгладить последние несколько дюймов vee, которая поднимает и утончает хвост. Это позволит сократить трение и сделать доску более маневренной.

В досках с конструкцией типа EEV, vee начинается в носовой части…

  • В досках с конструкцией типа EEV, vee начинается в носовой части…
  • В досках с конструкцией типа EEV, vee начинается в носовой части…
  • … и постепенно увеличивается в средней части, проходя глубже всего под передней ногой …
  • … иногда она переходила в двойные направляющие к плавникам…
  • … и завершалась ровной или вогнутой частью в хвосте.
В досках с конструкцией типа EEV, vee начинается в носовой части…
1/5

По иронии судьбы, Морис сейчас сторонник очень глубокой single concave.
Кому может понравиться кататься на forward vee? Любителям мощной езды, тем, кому морские ветры и прочие помехи мешают наслаждаться серфингом. Forward vee проходит через воду, как нож сквозь масло. Cutback получается на удивление легко с хорошо продуманной EEV.

В кормовой части доски используется плоский или вогнутый concave, сильно изогнутый и тонкий. Геометрия области около плавника позволяет укрепить эту часть, но она еще и легче сгибается. Эти элементы дизайна позволяют создать доску, которая управляется исключительно легко при помощи передней ноги и имеет потенциал для изменения направления задней ногой.

А как насчет отделки дна?

Были времена, когда приукрашенное и отполированное дно было стандартом. Мне казалось иногда, что дно доски прилипает к поверхности воды. Они были как два плоских кусочка стекла с небольшим количеством воды между ними. В разных частях волны, передняя часть канта может скользить и терять сцепление в неподходящее время — это как вождение автомобиля с лысыми шинами спереди. В начале 70-х годов Скип Фрай познакомил меня с шлифованной поверхностью. Я в первый раз катался на доске с обработанным пескоструйной машиной дном. Отличие от отполированного до блеска и покрытого стекловолокном дна было очевидно.

Доска, казалось, движется на воздушной подушке, оставаясь в контакте с водой. Это волшебное чувство. Свобода, скорость и контроль. Я даже не буду вдаваться в подробности описания обработки доски и покрытия ее стекловолокном, а также разглагольствовать по поводу различных видов сопротивления — это все есть в интернете, если вы заинтересованы.

Почему бы не попробовать создать дно, которое дает это чувство? Братья Уиллис так и сделали. Они создали впадины на дне своих бордов… PhaZer bottom. Хорошая идея, но настоящий кошмар при обработке стекловолокном!

За эти годы были бесчисленные дебаты об идеальной производительности (не косметических параметрах) после обработки стекловолокном. Шлифпорошок с зернистостью на уровне 400 идеально подходил. Некоторые части дна могут быть отшлифованы при помощи других инструментов, чтобы создать более глубокие, направленные канавки, как микро-каналы (Peter St. Pierre, Micro Grooves). Это дает возможность управлять потоком воды и увеличить сцепление. Хотя это и не часть вашей доски, лиш может добавить большой объем сопротивления. Если вы никогда не катались без него, можете оставить его на пляже и наслаждаться ощущением снятого ручника.

Venturis или Bonzer:

Я уже рассказывал ранее об этих вариантах. Чем больше доска, тем меньшую отдачу вы чувствуете. Более концентрированный поток воды, который движется через хвостовую часть, позволяет увеличить скорость. Для этого нужны диффузоры (Venturis). Для лучшего эффекта их нужно использовать в замкнутых системах. Но основной принцип, кажется, работает и на доске для серфинга. Вода на самом деле не сжимается так сильно, но это все же полезно.

04_bonzer2

В случае с Bonzers, все дело в величине плавника. Кроме того, они добавляют больше драйва и управляемости.

Тейлор Нокс является поклонником venturi.

Campbell Brothers определенно заслуживают похвалы за их вклад в развитие дна серф-борда.

04_bonzer

Снова к простому: Single Concave

При изменениях и отклонениях в нижней части доски для серфинга поток воды также изменяется. Идея состоит в том, чтобы подчинить себе этот процесс. Дизайн нижней части доски создается таким образом, чтобы направить поток с учетом индивидуальных потребностей. Я большой поклонник тонкого подхода.

Формы дна, которые имеют сильную степень влияния на поток воды (например, 6 channels, Venturi), как правило, используются в специальных досках, если только другие элементы дизайна не вводятся в игру, чтобы компенсировать персонализированность борда. Меньшие плавники, больший рокер, и т.д. — вот примеры того, как компенсировать эти элементы. В итоге при использовании подобного single concave меньше воды уходит в стороны, и создается больше подъемной силы. Вода движется с меньшим сопротивлением вниз по прямой линии.

При более низких скоростях single concave является относительно удобным вариантом дна. Подобная доска позволит серферу сделать серию быстрых поворотов на плоской волне для получения скорости. На более высоких скоростях это добавляет сцепления. Какие еще плюсы дает вогнутое дно? При достаточно глубокой вогнутой части, меньшая часть доски соприкасается с водой. Меньшая площадь дает меньшее сопротивление, потому что этот конструктивный элемент действует скорее как катамаран.

Очевидно, что такая конструкция скорее подходит для малых бордов. С другой стороны, большие доски также становятся быть немного более удобными в данном случае. Небольшое пространство в передней части канта, небольшой vee между ног — эта конструкция поможет поворачивать и удержать переднюю часть от ненужного контакта с волной. Иными словами, сила и форма волны определяет вариант дна доски — в зависимости от вашего подхода.

Для средних волн, которым обычно не хватает силы и формы, мы выбираем короткий и маневренный борд. Широкие и тонкие (более гибкие) борды с вогнутым дном (помогают подниматься вверх и удерживать позицию) являются типичным решением. Вогнутая часть, как правило, начинается где-то примерно в 12 — 18 см от носа, постепенно увеличивается по центру и достигает самого глубокого участка в точке между ног или только в передней части плавников.

«Single Con» — типовое название большинства досок, на дне которых есть одно расщепление, которое проходит мимо передних плавников и немного отклоняется, огибая задний плавник, или становится плоским в последние несколько дюймов.

1/3

Маленькие и слабые волны заставляют серферов использовать короткие или длинные доски с различными типами основания. Но чистый и полый бичбрейк предполагает использование шортборда с глубоким single concave (одна вогнутая линия), который проходит прямо через хвост. Это позволяет добиться лучшей маневренности и делать резкие повороты с приличным радиусом.

Длинный пойнбрейк с красивыми волнами? Линии на дне доски помогут растянуть удовольствие. Вогнутая область должна быть не такой глубокой: плавные переходы, длинные линии, немного расходящиеся в хвосте, помогут набрать скорость, когда это необходимо. Double barrel (concave) vee: стрингер выше канта, тонкий, но слегка приподнят. Округление линии vee дает мягкие переходы от каната на кант.

04_deepsingle

Едете в тропики? Мелкий, чистый double concave, как правило, является хорошим решением. Высокоскоростные повороты становятся легче, потому что в нижней части есть поперечный разрыв.

  • Доска для пойнтбрейков: double barrel (domed) vee.
  • Доска для рифбрейков.
  • Канты и стрингер находятся на одном уровне; используется не vee, а double concave
Доска для пойнтбрейков: double barrel (domed) vee.
1/3

Готовитесь ловить большие волны? Вам нужен длинный борд, который сможет рассеять энергию — управлять ей по-другому. Средняя часть доски обычно плоская или вогнутая для планирования на небольшой скорости. Последняя треть обычно имеет небольшую vee, которая выравнивается за последним плавником. Этот тип дна помогает доске справляться с неровностями на лице волны, которые образуются от ветра, а также сводит к минимуму турбулентности в хвосте при движении вниз.

Средний человек и средние условия:
За примерно 20 лет модель single concave стала использоваться большинством шейперов. Такие доски легко создавать и на них также легко кататься. В конце хотелось бы отметить, что есть намного больше возможностей, чем простое применение «single con» для повседневных волн. Опытный шейпер может помочь вам определиться с конструкцией дсоки.

Удачного серфинга.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter