Как и его пациенты, Терри Фаррелл знает, как сохранять спокойствие в объятиях самых могучих волн планеты. Будучи врачом-остеопатом, Фаррелл выступает в роли медицинского директора «турнира на больших волнах», проводимого Мировой лигой сёрфинга (WSL). В его обязанности входит обучение и тренировки врачей и спасательных команд, присматривающих за благополучием участников состязаний.
Фаррелл обладает богатым опытом интенсивной терапии: закончив обучение, он переехал в Колорадо-Спрингс, где провел четыре года в качестве армейского врача-травматолога, затем поселился в штате Мэн, где занялся семейной медициной. Каждый раз жизнь возвращала его к истокам, и в 1995 году он вновь занялся интенсивной терапией.
Пока «Челюсти» пробуждались из летней спячки, Терри согласился рассказать о своем знакомстве с «турниром на больших волнах» и приоритетах в качестве сёрф-доктора, а также поделиться советами по поводу катания на большом сёрфе вроде «Челюстей» в Пеахи.
Как и когда все это началось?
Года два или три назад со мной связались ребята из WSL, и я пояснил им свой медицинский интерес к турниру. Я хотел сделать доступной интенсивную терапию, а не ограничиваться бинтами и лейкопластырем. Мне хотелось объединить свой интерес к сёрфингу и медицине в единое целое. Как мне показалось, лучше всего для этого подходили соревнования на больших волнах, ибо они несут самый высокий риск для участников.
Каким образом пересекается твой опыт в реаниматологии и сёрфинг по большим волнам?
Я проработал на побережье штата Мэн двадцать лет и за это время повидал немало травм, так или иначе связанных с пребыванием в воде. Бывали и случаи с утоплением и с переохлаждением. На мой взгляд, гулять зимой по обледенелым тротуарам опаснее, чем находиться в воде. Сёрфинг – достаточно безопасный спорт. Любой божий день в реанимации можно насмотреться на куда более тяжелые случаи, чем типичные травмы во время сёрф-соревнований.
Работа в реанимации подготавливает к любой травме, которая может произойти на этапе. Здесь мы имеем проблемы особого рода, связанные с мощью природных сил. Всегда есть риск, что кого-то захлестнет волной и продержит под водой продолжительное время. Но когда человек поднимается обратно на поверхность, его травмы могут быть аналогичны тем, что встречаются в отделениях экстренной медицины. Получаемые травмы похожи на вызываемые падениями и автоавариями, так как внешние силы сопоставимы.
В травматологии критически важным считается оказание помощи в течение первого часа. Вот к этому я и стремлюсь. Я хочу быть на борту лодки, чтобы иметь возможность прийти на помощь в течение пяти минут – именно в этот период более всего необходимо вмешательство профессионала высокого уровня. Поэтому мы и пересматриваем первую медицинскую помощь в сторону более продвинутой программы спасения.
Что представляет наибольшую угрозу для сёрфера на большой волне?
Статистически, самой вероятной причиной травмы является столкновение с собственным бордом, а особо уязвима при этом верхняя часть тела. Так уж получается, что сёрферы прикованы тросом к самой вероятной угрозе их здоровью.
Но на больших волнах все немножко по-другому. Здесь большую опасность представляет захлестывание волнами. Хотя постоянно совершенствующееся оборудование вроде надувных спасательных жилетов и снижает вероятность утопления, всегда остается риск, связанный со столкновением или застреванием на подводных рифах.
В твои задачи входит подготовка следующего поколения медиков для большого серфинга. Как вы готовитесь и какие навыки наиболее важны для нового врача в ситуациях, когда на кону стоит жизнь пациента?
К этапам необходимо тщательно готовиться, проверяя оборудование и навыки, необходимые в экстренных случаях. При этом важно, чтобы каждый член команды спасения понимал отведенную ему роль. Дальше остается проигрывать всевозможные сценарии. Как лучше всего переместить человека со спасательной платформы в лодку? Что делать, если между кромкой борта лодки и водой расстояние в метр? Все эти мелочи необходимо прорабатывать заранее, чтобы не было сюрпризов. Причем у каждого этапа свои нюансы.
Когда мы были в Фиджи, а Кай Оттен повредил спину и жаловался на онемение в ногах, его подвезли к парому с высоким релингом и узким люком. Но мы уже проработали такой сценарий заранее и знали, что делать. Я думаю, это самое важное: каждый этап по-своему уникален. На «Челюстях» будет так, а в Чили – по-другому. Я просто хочу быть уверен, что в каждом случае мы подготовлены к самым худшим сценариям.
Скажем, я собрался на «Челюсти» в эти выходные. Что мне нужно помнить, чтобы выйти из воды сухим?
Будь вежливым со спасателями! (смеется) Медицинская команда всего лишь добавляет еще один уровень безопасности. Бывает и так, что одного соблюдения правил безопасности недостаточно. Если ситуация выйдет из-под контроля, мы придем на помощь.