В принципе обычный серфер гипотетически может тратить все нерабочие и не посвященное непосредственно серфингу время на чтение книг о серфинге. Но нужно признать, что многие публикации, мягко говоря, не на уровне. Это не значит, что литература «плохо написана». Исторически сложилось, что серфинг является уделом привилегированных членов спортивного сообщества, многие из которых имеют университетское образование и, естественно, талантливых мастеров слова среди них также довольно много. Под низким уровнем следует понимать надуманность, повторяющиеся мысли и неискренность повествования. Подобные книги и статьи создаются ради продаж, а не места в списке культурного наследия. Большинство книг о серфинге затрагивают предсказуемые и банальные темы. Бизнес, медитации, трудное детство и взросление, истории из жизни, образ жизни, религия, вдохновение, путешествия, наркотики, индустрия, профессиональный спорт, инвестиции — вот основные.
Многие книги о серфинге имеют больше общего, чем эти ключевые слова.
Лишенные критицизма и имеющие повествовательный характер — такие коммерческие книги редакторы придумали для потребителей, а не для серферов. Идет капитализация стиля ретро, западной иконографии. Американские бизнесмены способны продать все, от автомобилей до религии, не говоря уже про книги. Поверхностные и диффузные, эти литературные творения являются продуктом для коллективного потребления и повествуют о том, что в серфинге важнее потребление сопутствующих товаров, а не само катание по волнам или критическое осмысление условий, в которых находятся серферы. Большой объем публикаций свидетельствует о популярности серфинга в качестве основной темы или как дополнения к более широким коммерческим темам.
Сами серферы-литераторы стараются правильно интерпретировать реальность и разнообразить смысл своих творений. Тем не менее, в большинстве случаев их произведения в целом не полностью раскрывают социальные сложности и все аспекты связи со спортом. Авторам действительно вдохновляющих книги о серфинге приходится бороться с неловкими стереотипами и переосмысливать рассказы о “раздевании” волн. Проекты практически любого качества (на ум приходят тексты Мэтта Уоршоу, Криста Комера и Томаса Фарбера) воспринимаются, как мемуары и легкие коммерческие романы — этакие текстовые эквиваленты воздушных клипов про катание по волнам, в которых сами волны перемежаются с бикини и рукотворными эффектами в духе голливудского блокбастера.
Учитывая, что много (большинство?) серферов думают, что все чтиво о нашем спорте по своей сути есть нечто “хорошее” только потому, что оно о серфинге, публикация “плохих” книг, несомненно, будет продолжаться. Однако, судя по резкому падению цен на подобную литературу, складывается впечатление, что популярность такого бизнеса идет на убыль. Я признаю, что метафорические значения из мира серфинга позволяют коммерческим авторам обеспечить долгое времяпрепровождение читателя за книгой. Тема по популярности может сравниться с политикой, инновациями, технологиями, духовными аспектами бытия и проблемами здоровья.
В конечном счете, ради повышения интеллектуальной ценности книг о серфинге, я рекомендую уделять внимание двум категориям людей:
1) писатели прошлого, настоящего и будущего, которые презирают клише и поднимают свои перья в попытке создать интересное произведение через комбинацию органичного повествования, плавной сюжетной линии и строгого отражения реальности;
2) читатели серферы, чей скептицизм — наша единственная форма контроля качества и способ отделить вдохновенные рассказы от коммерческой рекламы.
Автор: Dexter Hough-Snee.