Линч проявил себя вундеркиндом, выигрывая различные состязания в течение подросткового периода. Он создал уникальный стиль катания, объединивший радикальные, но гладкие повороты в одну извивающуюся траекторию вдоль волны. Со временем Линч выработал презрение к соревнованиям и перешел на сёрфинг в удаленных местах, подальше от внимания прессы. История его жизни показана в недавно вышедшем фильме под названием «Неизведанные воды: личная история Уэйна Линча» («Uncharted Waters: The Personal History of Wayne Lynch»).
Что легло в основу сюжета «Неизведанных вод»?
Лет шесть-семь я постоянно задавался вопросом, хочу ли я сделать фильм или стать частью фильма. Возможно, это было вызвано тем, что я прожил уникальную жизнь, полную сёрфинга – по крайнее мерее более необычную, чем у многих других. Жизнь вне общей тусовки, без принадлежности к индустрии или какой-либо административной позиции – ничем таким я не занимался. Я думаю, что я приобрел немало опыта, недоступного другим. Иногда мне кажется, что моя жизнь стала какой-то комедийной драмой (смеется).
И каковы ощущения от участия в фильме?
Трудно описать. Во-первых, мне не было комфортно, когда я ощущал себя знаменитостью. Это меня никогда не привлекало и стало причиной моего самоизгнания. Мне нравится моя жизнь, я ее люблю. Но если в ней есть что-то, в чем заинтересованы окружающие, что-то сделанное или сказанное мной, что как-то повлияло на их собственные жизни и вдохновило их на улучшение собственного бытия и сёрфинга, то об этом стоит рассказать.
Какими были ваши ожидания от фильма?
Мне хотелось, чтобы люди задумались о собственных жизнях, а не только о сёрфинге. О жизни в целом. О том, что можно жить, будучи самим собой. Именно так я и прожил собственную жизнь, хоть бывало и нелегко, а временами приходилось идти на уступки. Я думаю, суть этого подхода очень важно осознать нынешней молодежи. Тот факт, что я выжил, говорит о его обоснованности (смеется). Если мне удалось вдохновить хоть одного человека, то уже хорошо.
Как вы относитесь к тому, что многие считают вас чуть ли не пришельцем с другой планеты или даже Мессией сёрфинга?
Все это просто слова. Как правило, с толикой иронии. Видимо, это просто способ описать что-то, что не поддается описанию. В любом случае, не стоит придавать этому значения. Лично у меня такие слова просто вызывают улыбку. Я уверен, что в них вкладывается позитивный смысл, так что повода переживать не вижу.
Когда мне было лет 16-18, мне уделялось столько внимания, что что мне стало тяжело с ним справляться. Мне было-то всего шестнадцать лет – я был совсем юн и только начинал искать путь в жизни и понимать кто я и что я. В таком возрасте приходится бороться с массой аспектов взросления, а все это внимание извне лишь усугубляло ситуацию. Поначалу я справлялся, но долго не выдержал. Мне нужно было сбежать со сцены и заняться самим собой – определиться, подрасти.
Ну а громкие фразы мне особого беспокойства не доставляют. В фильме много таких моментов, которые ставят меня в неловкое положение из-за уделяемого мне внимания. Но это фильм обо мне, а не о том, как я вижу жизнь собственными глазами. Я знаю, что я сделал вклад в сёрфинг. Что это за вклад и чего он стоит, да и стоит ли вообще – пусть решают окружающие. Я лишь думаю, что у меня всегда получалось видеть картину жизни в целом, но в самой жизни такие способности значения не имеют.
Есть в фильме «Эволюция» Пола Витцига такая сцена, где вы швыряете свой борд в прибой и начинаете на него ругаться. Расскажите об этом случае
Те времена были полны экспериментирования. У борда сломался плавник, и я заменил его на другой фин. Тот плавник, который я вставил на замену, имел прекрасный профиль. Благодаря ему я впервые встретился с Тедом Спенсером. Тед провел немало времени с Джорджем Гринафом, а вы, наверное, знаете, как важны для него были профили финов.
Что я не сразу осознал, так это то, что новый плавник был меньше старого. Так что борд хорошо скользил, но динамика была совершенно иной. В этой сцене показан тот момент, когда мое разочарование достигло пика. Всем нравится эта сцена, а меня она смущает. Хотя, да – это довольно забавный момент (смеется). Мне просто ничего другого не оставалось, кроме как ругаться и плеваться!
Вам тогда было всего 16 лет, но у вас уже был достаточно сложный, детальный подход к сёрфингу и требования к оборудованию
Я начал шейпить собственные борды в четырнадцать лет. Мне всегда были интересны доски, сделанные чужими руками, вроде «Plastic Machine» Мактавиша. Этот борд, пожалуй, и стал причиной моего интереса к шейпингу, потому что лучше этой доски на тот момент мне ничего не попадалось. Она была тоньше, легче, короче и имела днище с легким V-образным развалом. Меня всегда увлекал дизайн: лодки и самолеты, профили, формы и изгибы. Видимо, это у меня в крови.
В фильме вы упоминаете, что некоторые из ваших маневров вы впервые видели в мечтах. Расскажите поподробнее
Перед тем как ложиться спать, у меня иногда бывали видения серферов на бордах. Ни о каком конкретном человеке речь не идет. Но одна из наиболее ярких фантазий пришла, когда я однажды лежал на полу, слушая музыку. Как это ни иронично, мне представился серфер с правой стойкой, выписывавший красивые повороты по устью реки возле впадающего в нее ручья с песчаными берегами. Я обогнул ручей и вышел на берег, где он катался. А я стоял и просто смотрел. Его сёрфинг был просто феноменален, полон красоты и текучести. Какой-бы маневр он не выполнял, он выполнял его одним махом, а не серией отдельных движений. Там были и флоатеры, и повороты на 360°, и ре-ентри, и всякая всячина.
Картинка была настолько ясной, что я запомнил ее на всю жизнь. А по мере того как борды стали лучше, а мой стиль стал принимать собственные очертания, пришлось укорачивать доски и повышать навыки. Со временем все встало на место. Я даже удивился, насколько внезапно это произошло. И постепенно мой серфинг стал принимать очертания того стиля, что я увидел в своей фантазии. За этой мечтой я гонюсь всю свою жизнь.
Главной причиной, по которой я не имел серьезных намерений участвовать в соревнованиях, стала погоня за новыми возможностями, которые я ощущал во время сёрфинга. Этот стремление полностью поглотило меня. Но боюсь, что я так и не добился того, чего хотел. Многое предстояло изучить в отношении бордов и сёрфинга, многие аспекты были нам тогда непонятны. Но я догадывался о потенциале. Сделав несколько поворотов на 360° и прокатившись пару раз по трубе, я знал, что эти элементы можно сделать частью стиля, если только выработать необходимую технику катания.
Когда я смотрю на сегодняшних сёрферов – Келли и… Нет, если я начну перечислять, то обязательно кого-нибудь забуду, а этого я делать не хочу. В общем, будь то Келли, Фаннинг, Дэйн Рейнольдс или кто-то еще, я вижу, как они делают то, что пытался сделать я. Меня завораживает их катание. Они взяли старые наработки и усовершенствовали их за счет приверженности, дисциплины и тяжелой работы. Они сумели достигнуть результатов, которые представлялись мне возможными, за что я их очень уважаю.
Отвечая на вопросы в конце фильма, вы упоминаете, какое впечатление на вас оставили танцы аборигенов, и что источник их энергии находится в их центре. Расскажите поподробнее
Когда я наблюдал за танцами аборигенов, я видел людей, твердо стоящих на ногах и полностью сконцентрированных на области живота. Благодаря их прочной стойке, их движения никогда не кажутся неуклюжими, что бы они не вытворяли ногами, руками или головой. Наблюдая за их танцами, начинаешь видеть, насколько сложными могут быть их движения – очень динамичными, хоть и отрывистыми.
Я пытался перенять эту центровку и использовать ее в сёрфинге вместе с катанием одним плавным движением, а не серией плохо состыкованных маневров. На совершенствование этого подхода ушло немало времени, пришлось долго работать. А когда я стал ощущать результаты этой работы, тогда и «ощущение» сёрфинга достигло пика. Ведь в сёрфинге важно именно ощущение, а не то, как катание выглядит со стороны. Вот за ощущениями мы и гонимся, за чувством течения и ритма в контакте с волной.
Интересно, что ваша философия имеет много общего с взглядами Джерри Лопеса…
Да, у нас очень схожие жизни и интересы, вроде йоги. Мы оба прошли через раннюю эру сёрфинга. Мы оба понаделали немало всевозможных ошибок, но пробились благодаря приверженности к нашему делу и стали своего рода посланниками компаниям, уважающим наши ценности – таким, как Patagonia.
Лучшего пособника чем Джерри в таком деле не найти. Он обладает необыкновенным и заразительным спокойствием. Когда мы раскручивали его книгу «Сёрф там, где вы его найдете» («Surf is Where You Find It») с тремя встречами в трех разных штатах, было здорово быть рядом с ним только ради того, чтобы поболтать о сёрфинге. Я испытываю огромное уважение к его сёрфингу, что очевидно. Я хотел сказать о нем пару слов во время презентации «Неизведанных вод» в Санта-Монике, но удобный момент не представился. Джерри же провел двенадцать часов за рулем, добираясь из Орегона, чтобы помочь мне с презентацией. Жаль, что мне не удалось выразить ему признательность перед всеми.
Довольны ли вы фильмом и гастролями? Какие вы получили впечатления?
Отзывы были ошеломляющими. Я даже не ожидал такой реакции. Я-то думал, что меня просто примут за старичка, который когда-то серфил! (смеется) Шоу в театре La Paloma Encinitas было огромным. Человек 150 не пустили, потому что зал был переполнен. Это старое здание, а атмосфера была дружеской. Вечер в Санта-Монике тоже удался на славу, поймите меня правильно, но в театре ощущение было особо расслабленным. Люди тусовались внутри и снаружи, пытались проскользнуть на балконы, где им не полагалось находиться. Пили пиво, веселились и горланили. Классика жанра. Даже если не считать того, что фильм был обо мне, вечер оказался замечательным сам по себе и напомнил мне о старых добрых днях. Если честно, то и в том и в другом месте у меня была прекрасная возможность сказать: «Вот такая она, моя жизнь. И спасибо всем».
Вы упоминали, что чем проще дизайн сёрф-бордов, тем лучше. Не разъясните?
Просто я всегда предпочитал такие доски. В прошлом я экспериментировал со сложными формами днищ и разными компонентами, которые можно назвать комплексными. Но в итоге я всегда возвращался к простым дизайнам. Если я имею дело с вогнутой доской, я предпочитаю едва различимый изгиб вместо сильного углубления или развала. Рейлы должны сливаться с днищем плавно и ровно. Изгиб в сечении должен быть равномерным, то же касается и изгиба рокера. И все компоненты должны плавно переходить друг в друга, как я считаю.
Но это всего лишь мой подход. Я не говорю, что он единственный правильный, но я остановился на нем. Как мне кажется, такие борды универсальны, позволяя хорошо кататься в самых разных погодных условиях и по волнам разных размеров. Что особенно важно, если я в трубе, а борд начинает разворачивать или начинает падать скорость и сцепление, я знаю, что доска сама себя выправит, если только расслабиться. Нужно лишь не терять стойку, и доска сама себя скорректирует. Практика это доказала уже не раз.
Создается впечатление, что ваш шейпинг служит своего рода метафорой вашей жизни: все просто и хорошо стыкуется.
Да, это верно. Как и мой сёрфинг. Мне 62 года, и я даже не пытаюсь меряться силами с молодыми парнями. Опять-таки, все сводится к определенному этапу, которого я достиг в жизни. Мне нравится делать то, что я делаю.
Чем вы больше всего гордитесь?
Не думаю, что я чем-то особенно горжусь. Скорее, я благодарен за жизнь, которую мне удалось прожить, за друзей и семью. Я счастливый человек, у которого удачно сложилась жизнь, которому довелось путешествовать и встречать разных людей. Это уникальный опыт. В мире хватает людей, которым выпала тяжелая судьба. Это несложно понять, оглянувшись вокруг. Мне тоже знакомо чувство трагедии, но я справился с тяготами. И за это я очень благодарен.
Опишите идеальный день Уэйна Линча
Сёрфинг и пара часов упражнений цигун каждый день. Я примерно 18 лет занимался йогой и научился воспринимать каждый день таким, какой он есть, не насилуя себя и не пытаясь плыть против течения. Чем больше я старею, тем больше я доволен своей жизнью.
Вообще, я даже не уверен в существовании «идеала» – эта концепция мне чужда. Большинство дней приносят мне удовлетворение – например, когда я занимаюсь шейпингом. Как я и сказал, у меня замечательная жизнь. Я живу в буше, в красивом местечке на берегу океана. Моя мастерская всего в пятидесяти шагах от дома. Мой сын теперь живет рядом со мной в отдельном доме, и сейчас у нас гостит моя дочка. Так что у меня спокойная жизнь в красивом уголке. Пусть это и прозвучит банально, но мне ничего больше и не нужно. Я всем доволен.